Медицинская система создана для того, чтобы оказывать своевременную и качественную помощь людям – и, как правило, работает она достаточно хорошо. Но, к сожалению, ситуации бывают разные, иногда сложно принять однозначно верное решение, особенно когда время идёт чуть ли не на секунды. Потому иногда человека могу и не вылечить, такое не исключено. Но ладно, когда выбора не было, но совсем другая ситуация, когда проблемы можно было бы избежать. Например, когда совершён неправильно поставленный диагноз. И поставлен он был неправильно не из-за неоднозначности ситуации, а по халатности и невнимательности. В таком случае врач несёт за это ответственность – а пациенту или его родственникам необходимо принять соответствующие меры.
Когда вина лежит на враче?
Врачебные ошибки считаются в юридической практике одними из наиболее сложных дел. Ведь не всегда просто понять, когда лечение было неэффективным, но осуществлялось корректно, а когда оно осуществлялось неправильно. Необходимо собрать доказательную базу, что является непростой задачей.
Для начала нужно понять, был ли диагноз поставлен неправильно по вине доктора. Для этого необходимо провести медицинскую экспертизу. В её рамках будет воссоздаваться ситуация, в которой оказался врач при постановке диагноза. Если будет решено, что любой врач, который имеет достаточную квалификацию, мог бы поставить верный диагноз, то тогда появляются основания, которые указывают на то, что ответственность лежит на враче.
Неважно, что является конкретной причиной, незнание, предвзятость, невнимательность, лень или безответственность, всё равно будет признана вина врача.
Что делать?
Если у пациента появляются хотя бы первые подозрения на то, что диагноз был поставлен неправильно (первые признаки ухудшения, обычно, недвусмысленно сигнализируют об этом), необходимо сразу предпринять меры. Есть несколько инстанций, в которые логично обратиться в таком случае.
- Начать необходимо с администрации больницы. Это обязательное условие, потому что, даже если вы обратитесь в вышестоящие инстанции, вас всё равно перенаправят для уточнения в администрацию. Начните с жалобы на имя заведующего отделением. Если ситуация более сложная, например, дело идёт о серьёзном заболевании, вроде рака, лучше писать заявление сразу на имя главврача. Иногда этого достаточно, часто действия доктора рассматриваются руководством и претензии, если они правомерны, удовлетворяются сразу же.
- Если в администрации больницы не удовлетворили жалобу, стоит идти (получив письменный отказ) дальше. Необходимо обратиться в территориальное отделение министерства здравоохранения, где имеется приемная комиссия, которая принимает жалобы от населения. Цель этой организации – как раз контроль работы медучреждений. Можно обратиться туда лично, письменно или в электронном виде. На рассмотрение жалобы уходит до 30 дней.
- Далее необходимо обращаться в суд. Так необходимо поступать, когда очевидно, что мирным путём проблема уже не решится. Ваш иск должен быть подкреплён максимальным количеством доказательств, включая амбулаторную карту, больничный лист, результаты анализов, назначения и прочее.
- В некоторых отдельных случаях, когда нарушения попадают под уголовный кодекс, можно обратиться в полицию. Например, когда здоровью взрослого или ребёнка был умышленно нанесён тяжёлый вред.
Не игнорируйте свои права. Если диагноз был поставлен неправильно, это обязательно необходимо доказать – и получить компенсацию, а также наказать виновных, чтобы они понесли ответственность за действия, приведшие к беде.
Читайте также: Разглашение врачебной тайны