Пациент может подать претензию в случае, если ему будут оказаны медицинские услуги в некачественном виде. Как и в любых других правоотношениях, связанных с правом потребителя, медицинские учреждения должны оказывать услуги надлежащего качества, соответствующих договору и нормам, установленным в законодательстве (включая Гражданский кодекс). О том, как привлечь медицинскую организацию к ответственности за понесенный моральный или физический вред – далее в этой статье.
Общие положения
Так что же считать качественной медицинской помощью? Это отнюдь не абстрактное понятия, в него входят следующие критерии:
- Медицинская помощь должна быть оказана своевременно
- Методы лечения, устранения проблем должны быть выбраны сообразно болезни, травме
- Результат должен быть достигнут
Однако вышеперечисленные факторы не исключают того, что медицинские учреждения могут оформить бумаги таким образом, что по ним будет видно, что услуга выполнена качественно, даже если это не так.
При наличии добровольного медицинского страхования может быть произведена оценка медицинской помощи. Хотя в законодательстве данная процедура еще и не получила оформления, на практике она применяется (по принципу аналогии).
Также стоит помнить о следующих факторах:
- Срок исковой давности – год с момента получения сведений о некачественном оказании услуг
- Подавая ходатайство только лишь по поводу качества оказанной услуги, вы можете рассчитывать лишь на возмещение морального вреда
Оценка качества медицинской помощи
Пациент может организовать оценку качества с помощью различных способов:
- Путем экспертизы. Если пациент имеет медицинскую страховку – в ее рамках он может подать жалобу на качество оказанной ему помощи. В этом случае проводится соответствующая экспертиза, цель которой – установить уровень качества медицинской помощи, выявить допущенные нарушения и оценить обоснованность выбора того или иного метода лечения. Оценка производится согласно закрепленном порядку оказания и стандартам мед.помощи, а также на основе соответствующих федеральных законов. Заключение оформляется актом медицинского эксперта, о чем информируется сам пострадавший.
- Обращение в городские комиссии или коммерческие организации, в чей спектр услуг входит оценка мед.помощи.
- Путем внутренней оценки качества. Обращение подается непосредственно в медицинское учреждение. Проверку осуществляет Врачебная комиссия. Ее заключение составляется в форме протокола. Выписку об этом передают непосредственно пациенту или его законному представителю.
Способы защиты своих прав
Спор можно решить одним из двух способов:
- Досудебный порядок. Проходит по одной из нескольких возможных форма: подача жалобы в медицинское учреждение, подача заявления в органы контроля, обращение в страховые организации. Претензия, как правило, составляется в свободной форме, но определенные сведения указать все же стоит обязательно. Соответствующие образцы вы можете найти в интернете. Обращение с жалобой рассматривается в срок до 10 дней. Такой вариант решения спора предпочтителен ввиду ее небольшой затратности и более быстрого разрешения конфликта.
- Судебный порядок. В том случае, если стороны не пришли к мирному урегулированию конфликта – защита прав происходит путем обращения с исковым заявлением в суд общей юрисдикции по месту жительства заявителя или нахождения медицинской организации, а также по месту составления договора. Согласно законодательству, суд не вправе отказать в рассмотрении заявления.
Читайте также: Неправильно поставленный диагноз